Порядок вещей. Проблемы и Тенденции


Вопросы совершенствования технологических процессов все больше актуальны практически в любых отраслях промышленности, что определяется, в том числе, необходимостью снижения энергоемкости производства. В первом своем приближении показатели энергоэффективности предприятия определяются неким соотношением между общим количеством затраченных энергоносителей и потерями этих самых энергоносителей, которые, в свою очередь, обусловлены несовершенством организации производства.

При этом очевидно, что именно комплексные решения в части снижения общих затрат на энергоносители, непроизводственных потерь, оптимизации отдельных технологических циклов позволяет максимально адаптировать производственные мощности. Таким образом, возникает совокупность организационно-технических мероприятий, реализация которых позволяет конечному потребителю приобретать энергоносители, в частности электроэнергию, по оптовой стоимости, и при этом оптимизировать энергопотребление структурных подразделений по результатам проведенного энергоаудита.

Модель оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), по своей сути, сформирована на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года №529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)", и базируется на технических регламентах, разработанных Наблюдательным Советом ОАО "Администратор Торговой Системы". С большей долей вероятности можно утверждать, что текущая редакция регламентов и нормативов является устоявшейся, а становление ОРЭМ как сферы обращения электрической энергии завершено. Итак, ОРЭМ существует и функционирует. Существует достаточно широкий перечень субъектов ОРЭМ дифференцированных по признаку принадлежности "покупатель" / "продавец". Понятен алгоритм обязательных действий, "открывающих двери" на ОРЭМ. Но при всем этом, ОРЭМ, как любая система, не может оставаться статичной и считаться самодостаточной, регламенты функционирования ОРЭМ, несмотря на свою кажущуюся законченность, наверное, не могут считаться универсальными.

Автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) как основная техническая составляющая определяющая возможность доступа на ОРЭМ позволяет фиксировать учетные показатели в периметре зарегистрированной группы точек поставки, и не более. При этом задачи планирования потребления, необходимость решения которых и предполагает идея ОРЭМ, могут быть решены с использованием детальной аналитики потребления структурных подразделений предприятия, что требует развитой системы технического учета. Таким образом, определяется явно выраженная необходимость межсистемной интеграции АИИС КУЭ и "вспомогательных" информационно-измерительных систем (АИИС ТУЭ, АСДУ, АСУТП), их адаптации на уровне информационной совместимости.

Нужно признать, что в отрасли существует круг определенных вопросов, требующих дополнительного внимания. Например, системы коммерческого учета, используемые в интересах гарантирующих поставщиков, для которых вопрос простого физического доступа к счетчику электрической энергии достаточно часто составляет серьезную проблему. Если же при этом отсутствует продуктивный диалог с собственником электросетевого оборудования, то ситуация в принципе становится тупиковой. Вопросы метрологической достоверности и сертификации АИИС КУЭ в качестве единичного средства измерения. Известны прецеденты, когда обязательность метрологического обеспечения игнорировалась. Соответственно, конечный пользователь получает в свое распоряжение не более чем систему технического учета (АИИС ТУЭ). ОРЭМ в этом случае оставался недосягаем, затраты могут быть отнесены к статье неликвидных.

Очевидно, что именно результатом метрологической аттестации становится возможность идентификация системы статусом "коммерческая". И сегодня процентная составляющая не сертифицированных – не доведенных до своего логического завершения систем достаточна велика. Отсутствие правовой базы необходимой для становления и развития розничного рынка электроэнергии, единые и утвержденные правила функционирования которого по факту отсутствуют. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" не содержит однозначной трактовки вопроса, что способствует формированию информационного и правового вакуума.

Вернуться

(8442) 49-28-35