Розничный рынок


Источник: http://www.e-m.ru

В целях нормального функционирования рынка электроэнергии необходимо решение задачи трансляции цены с опта на розницу. Для этого надо знать почасовые значения количества электроэнергии, поставленной с ОРЭ и потребленной розничными абонентами. Таким образом, модель расчетов на оптовом рынке диктует требования к организации коммерческого учета и средствам измерений, применяемым на РРЭ.

Для ведения расчетов между субъектами следует определить почасовую разницу показаний средств измерений по группе точек поставки оптового рынка и фактического количества электроэнергии, потребленной абонентами, которых обслуживает соответствующий гарантирующий поставщик (энергосбытовая компания). Почасовое количество потребленной электроэнергии должно быть выявлено независимо от наличия и состояния средств измерений.

Вся потребляемая электроэнергия должна учитываться по показаниям счетчиков, однако на практике это требование выполняется далеко не всегда.
Как и весь российский розничный рынок, используемые системы учета развивались с отставанием от функциональных запросов ОРЭ. Единственной легитимной основой являлась ссылка на Закон № 102 "Об обеспечении единства средств измерений", причем в редакции от 26.06.2008 г. все стало еще более завуалировано. В остальном в различных регионах внедрение и совершенствование АИИС КУЭ происходило по-разному. Отсутствие четкого разделения ответственности сетевых и сбытовых компаний перед потребителем в части организации коммерческого учета электроэнергии приводило к возникновению напряженности в отношениях между сторонами и нарушало принцип публичности процесса обслуживания абонентов. Используя параметры АИИС КУЭ как шлагбаум, региональные энергетические организации могли завысить требования до максимальных высот (многообмоточные ТТ, класс точности 0,2S и т. д.). 

Традиционно технические условия на создание АИИС КУЭ выдает региональная сетевая компания, а тариф для конечного потребителя применяет энергосбыт, в связи с чем последний не без оснований предполагает свое обязательное участие в приемке АИИС КУЭ в эксплуатацию. В отличие от ОРЭ розница не воспринимала системы учета в качестве краеугольного камня организации своей деятельности. Зачастую выгоднее тарифа по зонам суток оказывался одноставочный тариф, по-скольку его применение не подразумевало никаких вложений в модернизацию или установку нового оборудования. Поверка измерительных трансформаторов проводилась только в исключительных случаях, "пример" здесь нередко показывала сама РСК, не поверяющая ТТ и ТН на потребительских присоединениях десятилетиями. Каждая из сторон договора энергоснабжения пыталась, и не без успеха, использовать плохое состояние учета в своих интересах. 

Как известно, Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" были определены основные направления развития взаимоотношений субъектов розницы. Ответственность за организацию коммерческого учета и контроль его осуществления были возложены на сетевые компании, но так как принятие Правил коммерческого учета на РРЭ откладывается не первый год, упомянутые направления развития остались не более чем направлениями.

Между тем такие Правила должны стать эффективным средством взаимодействия всех субъектов розничного рынка по налаживанию коммерческого учета электроэнергии, отвечающего современным реалиям.

Вернуться

(8442) 49-28-35